Один день в Пинске
В столицу Полесья из столицы Беларуси мы примчались субботним летним утром на попутке из blablacar и сразу же окунулись… нет, не в суету более южного города, а в тишину. На улицах было очень мало людей и машин, а потом мы свернули немного в сторону и оказались в Детском парке, где не было вообще никого, так что взятые в дорогу бутерброды мы поедали в гордом одиночестве. Захватить с собой перекус оказалось мудрым решением, потому что около десяти утра открытых кафе мы не нашли.
Первое впечатление от Пинска – бывает же в городе столько пешеходных улиц! На тот момент в Минске такого счастья ещё не было, и мы чувствовали себя королями, шагая прямо посередине Первомайской улицы. Вообще-то Первомайская – одна из автомобильных артерий города, но на одном из перекрёстков её флаг подхватывает улица Белова, а Первомайская становится уже и уютнее, асфальт сменяется тротуарной плиткой, а автомобили – вальяжно прогуливающимися пешеходами.
На перекрёстке Первомайской и Завальной мы набрели на кофейню “Молоко”. Место приятное, с хорошим выбором кофе, но хорошенько подкрепиться там не получится. Название оправдывают молочные коктейли, которые подают в стеклянных бутылках с широким горлышком. Мы взяли чай в стеклянных баночках-кувшинчиках и вспомнили добрым словом съеденные бутерброды.
Первомайская улица вывела на площадь с традиционным памятником Ленину. Ленин нас не особенно интересовал, а вот коллегиум иезуитов – очень даже. Монументальное барочное здание приковывает к себе взгляд издалека. Уже вечером, вновь вернувшись сюда, сфотографировали его ещё раз, уж очень привлекательно освещённый закатным солнцем коллегиум выглядел под грозовыми тучами. А утром мы обошли его кругом, немного позавидовав тем детям, которые учатся в расположенной в этом историческом месте школе искусств. Всё-таки искусство иначе воздействует на человека под крестовыми сводами и за полутораметровыми стенами.
Также в здании расположен музей белорусского Полесья. В него мы решили заглянуть попозже, но потом горько об этом пожалели: музей работает только до 17:30, и вечером мы в него не успели. Очень обидно, учитывая тот факт, что это один из старейших музеев Беларуси, местную картинную галерею называют пинской Третьяковкой, а в экспозиции есть даже самодельный деревянный велосипед. Правда, один из музейных экспонатов увидеть всё-таки получилось: рядом с коллегиумом стоит старый трактор первой половины ХХ века.
Из расположенного тут же сквера открывается чудесный вид на улицу Ленина, три квартала которой тоже пешеходные, но мы решили сначала спуститься к Пине.
У берега увидели речной вокзал. Симпатичное бело-голубое здание немного смахивает на летний домик, вот только стоит не в саду, а пришвартовано к берегу реки. Поднялись на борт, но внутри всё было закрыто, и мы нашли только расписание экскурсий на теплоходе. Как впоследствии оказалось, экскурсии действительно проводятся, но теплоход отправляется с набережной недалеко от гостиницы “Припять”.
Рядом с речным вокзалом находится мост через Пину, а около него – опоры старого моста, превратившиеся в местную достопримечательность. На каждой из них художник-граффитист Евгений Сосюра изобразил сюжеты с панорамами Пинска. На ближайшей к берегу опоре воспроизведена гравюра с изображением города 1863 года, на средней – фотография начала двадцатого века, а на опоре у противоположного берега запечатлён тот самый старый мост. Впрочем, новый мост старается не отставать: на его стене уже другой художник нарисовал самые известные достопримечательности Пинска.
Дальше решили пройтись по набережной Пины. Сейчас движение на реке не такое интенсивное как раньше, если судить по старым фотографиям, но всё же присутствует. Встретить удалось баржу да теплоход, гремящий музыкой.
Набережная в Пинске замечательная. Деревья, скамейки, детские площадки, мороженое в рожках… Параллельно реке тянется улица Днепровской Флотилии. Периодически на ней встречаются интересные здания. Вот где, например, увидишь, чтобы из дома торчал уличный (или очень похожий на него) фонарь?
Гуляя по набережной, дошли до той самой пристани, с которой отправляется теплоход. Он как раз отплывал, набрав очередную группу желающих посмотреть на город с непривычного ракурса. Мы горели аналогичным желанием и решили дождаться прибытия теплохода в расположенном рядом грузинском кафе “Саперави”. Это стало роковой ошибкой. Было вкусно, и сидеть на летней террасе довольно приятно, но... Теплоход пришёл, ушёл, опять пришёл, а мы только получили наш заказ. В общей сложности в этом кафе мы провели не меньше двух часов, и в основном это время прошло в ожидании. Жить не торопясь, конечно, неплохо, но на теплоход мы так и не попали. Когда наконец добрались до пристани, желающих прокатиться больше не было, а набрать нужно было хотя бы 20 человек. Мы простояли полчаса с ещё несколькими ребятами, тщетно приглашая прохожих присоединиться к прогулке на теплоходе, и в расстроенных чувствах ушли просто гулять по городу. Пока гуляли, нашли церковь, в которой венчался Якуб Колас, остановку, из-за которой Артемий Лебедев обвинил в плагиате пинских дизайнеров, и очень много интересной застройки.
В целом по Пинску очень приятно гулять. Пройтись по пешеходной улице Ленина, зайти в одну из многочисленных кафешек, полюбоваться комплексом бывшего францисканского монастыря, заглянуть в дворец Бутримовича. В последнем, кстати, расположен ЗАГС. Чтобы посмотреть всё, одного дня нам не хватило, и смело можно было оставаться здесь ещё и на воскресенье, но в кармане уже лежали билеты на ночной поезд до Минска.
Есть в Пинске, конечно, и не очень приглядные стороны. Вот так, например, выглядел один и тот же многоэтажный дом со стороны площади Ленина и со стороны двора. Решение фасада спорное, но “изнанка” вообще не затронута капремонтом.
При выборе места для ужина остановились на кафе “Бона Сфорца”. Цены там доступные, еда вкусная, и можно забраться на второй этаж, там уютнее. А по соседству расположено маленькое “Ё кафе”, в котором готовят вкусные вафли и молочные коктейли.
Напоследок мы пешком прошлись к железнодорожному вокзалу, познакомившись с частным сектором, который в Пинске очень большой, и отправились домой под стук колёс и с твёрдым намерением вернуться сюда ещё раз.