Виа лоток яиц
Идея сплава по Птичи была проста, половина лета была дождливая и всем очень хотелось поматрасничать, погреть пузо на солнышке и вдоволь накупаться. Особо не заморачиваясь с набором команды, взяли тех, кто не побоялся дождливых прогнозов от гисметео (спойлер - дуракам везёт).
Итак, экипаж подобрался крепкий, местами даже матёрый. Первый вызвался бездельничать Олег, покоритель северных морей и один из лучших сплавных видеооператоров, ну из тех, кого я знаю. Покорять Птичь он собрался на одномесной Бродяге, медленной но очень манёвренной байдарке. Что было весьма не умно, учитывая вполне приличный предстоящий пробег. Но сей поступок, насколько мазохистский настолько же и благородный, ведь он отдал вторую свою посудину другу - новичку в среде байдорастов. Паша, невинная жертва нас с Олегом, до того относился к партии сочувствующих нам, как сектантам, после стал почти таким же фанатом кочевой жизни. А это скажу я вам ни лечится! Нет, конечно на ранних стадиях можно попытаться заменить сплавы на алкоголь и женщин, но в первом случае можно попасть в другую секту, а во втором и в травму при наличии жены и чугунной кухонной утвари. Паше достался одноместный Викинг. Третий участник - старый приятель, он же пешеход- болотоход Денис. Не сказать что он был водником, так периодически убегал от домашнего очага, от семьи и детей. Попал он матросом на самую шуструю из наших лодок, на Гарпуняку. Чтоб выбраться на сплав ему приходилось проявлять чудеса дипломатии и изворотливости. Если спросить как ему удалось отпроситься у жены, то он бы ответил:
- я сделал ей ванну с пеной.
- и это её остановило?!
- о, поверь мне, ванна монтажной пены остановит кого угодно!
Ну и четвёртым был я, в прошлом владелец яхты "Тысяча и одного бантика" и в прошлом же капитан Варёный Окорок.
Времени на планирование много не понадобилось, когда собираются друзья-приятели раскидывание продуктов и снаряги практически не вызывает споров. Главное препятствие на пути к водоплавающему счастью это транспорт.
День первый.
Из Гомеля мы ранним утром выехали дизелем в Бобруйск, где пересели на такой же дизель до Рабкора. Там нас ждал с километр любимой пешей заброски. Это вот велосепедистам хорошо, выпал из вагона, сел на своего парнопедального коня и поскакал. Мы же существа тонкой душевной натуры и лодочки свои очень любим и носим их на руках, в прямом смысле.
Южнее деревни Рабкор проходит мелиоративный канал, который по плану должен стать нашим стапелем. Когда подошли к нему и о чудо, увидели воду, всё напряжение у меня как рукой сняло. Ведь не будь там воды, что для лета нормально, меня как руководителя и навигатора могли бы побить и скорей всего ногами. Руки то на сплаве надо беречь, ими ещё грести. Иначе нам светило обнимать свои посудины ещё километров десять. Не сказать что канал был проходим, кустов и всякого гов.. хлама хватало, но это всяко лучше пешеходинга.
Сборка лодок и упаковка вещей, как много в этих словах смысла! Ведь если собрать лодку хозяин может за 15 минут а новичок за пол часа, то упаковка в гермомешки это даже не наука, это скорее искуство- впихнуть невпихуемое. Упаковать перекусы так, чтоб их можно было быстро достать, чашки повесить на борт лодки. Не забыть конечно газовую горелку положить поблизости ну а баллоны к ней случайно зафигачить в самый низ гермы, на этаж со спальниками и сменкой, обеспечив себя проведением внеплановой инвентаризации на привале. А вы знаете почему кружки должны быть всегда под рукой? Причина тут кроется в скорости. Самым громким и быстрым звуком на большинстве белорусских рек является звук открываемой втихую бутылки коньяка. Даже если флот растянулся по реке более чем на километр этот звук непременно и в кратчайшие сроки соберёт все экипажи у его,звука, источника. А вот тут мы и добрались до чашек и кружек. Если сторонний наблюдатель увидит это действо, то ему конечно вспомнятся вестерны. Там ковбои мастерски выхватывают из кобуры револьвер и пытаются сделать друг в друге как можно больше дополнительных отверстий. Схожие движения происходят на воде с кружками, причём опытные водоплавающие в плавности и стремительности выхватывания кружек несомненно посрамят пастухов дикого запада.
Вот уж и середина дня, лодки готовы, вещи упакованы, самый быстроногий олень уже прискакал из деревни с запасами воды и мы стартуем. Спуск на воду по крутому берегу канала ещё то представление, описывать его я конечно не буду.
Мы "плывём" по каналу, середина лета, растительность пробивается со всех сторон и упорно просачивается в лодки. Со старта посадили Дениса на Викинг, потому как у него был хоть какой то опыт сплава. А Паша попал на старшего брата "яхты тысяча и одного бантика" - на Гарпуна со мной в качестве кэпа. Павел очень ответственно отнёсся к подготовке, за день до сплава пересмотрел ютуб, где освоил технику гребли. И всё бы было замечательно, но не зная специфики грёб он как академист на скоростной дистанции, держа весло почти вертикально и всё, что вычёрпывалось веслом поднималось в воздух. Канал, вода в консистенции супа с травой и ряской. По каналу спешно плывут 2 маленькие байдарки, а сзади их нагоняет байдароторная катапульта и каждые секунду-две выстреливает в их сторону порцию свежайшего гуано из смеси болотной растительности и живности. Паша гребёт резко и сильно, старательно осваивая весло, в убегающих конечно не попадает, уж больно они юркие, а вот сам вместе с кэпом уверенно обрастает маскировочным слоем, на зависть любых разведчиков. Длилось это недолго, на ближайшем пригодном для остановки берегу, там ещё мостик справа был, поменяли Пашу и Дениса местами, во избежание недопониманий. Идти по заросшей воде тяжело, лодка оттормаживается по траве и километр идёт за два. Когда до Птичи оставалось совсем немного, перед мостом дороги на Рожанов есть неожиданное препятствие, труба висела на высоте около тридцати сантиметров от воды и была обильно украшена дарами реки и цивилизации. Поскольку Гарпун с самым ленивым кэпом прибыл первым, было решено ползти под трубу. Высота позволяла пройти только притапливая местами лодку. К приходу Бродяги с Викингом мы уже прошли препятствие и были похожи на плавающий остров. Ребята обносились сверху, видимо вид острова на котором гребцы, изображая попугаев, тихо переругиваются и стряхивают дары реки с лодки не оставил им выбора. А после мы вышли в реку!
Вот она нижняя Птичь, река исключительно отдыхательно-созерцательного вида! Хоть она и имеет ту же растительность по берегам как и остальные реки Беларуси, но чем то она цепляет струны души и создаёт незабываемую атмосферу. Мы вытянулись на байдарках и предались безделию, лишь иногда подруливая, чтоб течение не загнало нас в кусты. Буквально несколько поворотов спустя остановились на пляжике, чтоб наконец искупаться, отмыть лодки от болотной растительности и высадить всех безбилетников-насекомых, которых мы привезли с канала в великом множестве.
От пляжа там конечно одно название, поворот теки обнажает метр или два песка, но нам больше и не надо. А какое там дно! Мягкий мелкий песочек, какой трудно сыскать на городских пляжах и никаких кустов в воде или жижи! Вытащить из воды мальчишек, которым вмиг стало по 8 лет, получилось лишь шаманскими заклинаниями. К примеру "графикдвижениявашупоплылиуже" или "спатьуменяблинвкустахбудете". Конечно истинные заклинания я здесь привести не могу, потому как средний читатель не является водопоклонником и увидит в этом скорее нецензурщину нежели сакральные древние мантры.
Впереди у наших неофитов маячил северный пушной зверёк, потому что за пол дня предполагалось пройти тридцать километров до первой разведанной стоянки. Такая спешка имела и иной смысл. Необходимо было создать запас времени на случай каких либо проишествий или непогоды. Идти по Птичи на скоростных лодках одно удовольствие. Хочется отпраздновать, но... Когда планировали сплав, решили, что раз идут сплошные трезвенники, то и алкоголь брать не будем! Взяли по пакету вина на человека для того, чтоб варить глинтвейн и греться дождливыми вечерами. О как мы ошибались! Встреча старых друзей в поезде стоила экипажу три четверти алкозапасов и праздновать было решительно нечем. Посёлков сегодня не запланировано. Приставали к рыбакам. Они в основном люди приветливые, если конечно сетей не ставят, иначе становятся подозрительными и на контакт идут неохотно. Подогрев организмы и выяснив что магазинов в ближайших посёлках нет, грустные пошли дальше.
Река располагает к купанию и за очередным поворотом показался островок. Естественно все тут же захотели купаться, водоплавающие между прочим часто брезгуют купаться на городских пляжах, избалованы понимаешь вот такими островками. Левый берег уходил в воду неспешно, там можно было валяться в воде на чистейшем песочке, а справа ждала глубина. Приткнув лодки в конце острова кинулись купаться. А как народ купается в диких местах? Правильно, голышом. И не стоило бы это упоминать, если бы одно но. Уж сколько раз всем твердили, вытаскивать лодки на берег и вёсла оставлять в них обязательно. Но, круче нас только яйца... Пока мы плескались и фыркали одна лодка снялась с мели и пошла по течению, видимо сняло волной от особо удачного прыжка бомбочкой. Хозяин дал ей небольшую фору, метров в тридцать и принялся догонять. Вы знаете как залезть в байдарку с воды? Надо притопить нос либо корму, лечь на неё и держась руками за что угодно поступательными движениями таза продвигаться к сидушке. Если бы видео этого момента всё таки записали, то смотреть его можно было только с восемнадцати лет и зритель непременно бы узнал КАК мы любим свои лодки. Пока бедолага в отсутствии женщин переходил из френдзоны к более близким отношениям со своей лодкой, мы укатывались со смеху. Утерев слёзы зависти, одевшись и отсмеявшись двинулись догонять извращенца и вручать ему его же весло. Впереди нас ждали километры одной из красивейших рек Беларуси. Вскоре по правому берегу заметили пирс с полузатопленой казанкой и решили размять ноги.
Место тут необычное, деревянный сруб с одной крышей на 2 дома, мангал и качели. Скорее всего тут планировали агроусадьбу, но либо место труднодоступное либо у хозяина кончились деньги на благоустройство. Хотя место неплохое, но ночевать на чужой усадьбе не стоит. Быстрый перекус и снова на вёсла. Вечереет, до плановой стоянки ещё приличный кусок, Денис с Пашей уже держаться на одной силе воли, скорость падает. Нам с Олегом показывать усталость не по чину, но тоже выискиваем средь берегов удобную стояку. Хорошо что летом темнеет поздно, можно "промахнуться" со стоянкой на десяток километров. И вот, где то посередине между деревнями Кошевичи и Лучидцы случилось чудо, справа высоченный обрывистый берег с беседкой! А там как в сказке, не в смысле что чем дальше тем страшнее, наоборот.
Беседка накрывает здоровенный стол с лавками, в обрезанной бутылке на столе засохшие полевые цветы. На опоре крыши прибита баночка с алюминиевыми ложками и вилками! Об этой полянке можно рассказывать только в превосходной степени. Рядом кострище оборудованное рогатиной с которой свисает цепь и крюк, для подвешивания котелков. Мы ходили и восхищались, а сумерки уже надвигались на реку. Но как же тяжело было затаскивать наверх байды, хотя после сегодняшних событий никто не сопротивлялся. Поставили палатки и принялись готовить ужин, после таких подвигов, махнуть тридцатку за половину дня, надо основательно подкрепиться. Сегодня по раскладке суп "Метелица" он же гороховый. Пока варево закипает провели торжественную часть, а именно посвящение Паши в водники. Ритуал у разных команд разный, кто то лупит веслом по мягким местам новообращённых, кто устраивает представление с Нептуном и выпиванием речной воды. У нас программа не требует повреждений филейных частей и что ещё важнее сохраняет весло в целости а самолюбие и желудок в здавости. Паша пил с весла. Выпить кружку вина залпом, но не всё так просто. Пить надо наливая из кружки вино на лопасть весла так, чтобы оно стекало точно в рот, желательно не испачкаться. Все рады. Боевой дух подскочил и можно бы ещё десяток километров махнуть, но лень. Тем более ароматное варево на костре кипит и булькает. Ужинали по царски, только что не хватало скатерти и салфеток за столом. Отбой.